История создания

Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций – первое в Казахстане учреждение, занимающееся транспортной проблематикой.

История института начинается в 1956 году, когда он был основан решением правительства Казахской ССР на базе Алма-Атинского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ВНИИАТ). Немного позднее, постановлением Совета Министров Казахской ССР от 03.09.1956 года №548 «О реорганизации Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог в Министерство автомобильного транспорта КазССР и об организации Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Казахской ССР», институт преобразован в Республиканский научно-исследовательский институт автомобильного транспорта «КазНИИАТ», а в 1960 году, в связи с увеличившимся объемом проектно-изыскательских работ, – реорганизован в научно-исследовательский и проектный институт, после чего на протяжении более чем двух десятилетий носил известное всем автомобилистам не только Казахстана, но и Средней Азии имя – КазНИПИАТ.

За свою более чем полувековую историю институт претерпел целый ряд организационных преобразований. Происходило это в ответ на появление новых задач и приоритетов в развитии транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана.

В исторический период, названный Перестройкой, в бывшем СССР были предприняты попытки оживления научно-технического прогресса за счет объединения последовательных стадий разработки новой продукции (научные исследования, конструкторская проработка, опытная партия, производство) в рамках одной организационной структуры. Доказав свою состоятельность и соответствующую потребность для экономики Казахстана руководство Института при поддержке Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР добилось решения Совета Министров СССР о преобразовании Института в научно-производственное объединение «Казавтотранстехника». В состав обновленной организации помимо научного и проектного подразделений КазНИПИАТ вошли центральное конструкторско-технологическое бюро (ЦКТБ) с опытными механическими мастерскими и Иссыкский опытно-механический завод.

С крушением административно-командной системы управления экономикой и развалом СССР Институт прошел все этапы разгосударствления и приватизации. В 1992 году в числе первых НПО «Казавтотранстехника» приступило к акционированию своих подразделений и переходу к рыночным взаимоотношениям со своими партнерами и заказчиками.

В соответствии с меняющимся законодательством Республики Казахстан и диверсификацией своей деятельности научное подразделение НПО «Казавтотранстехника» последовательно трансформировалось из акционерного общества «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» сначала в открытое, а затем закрытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт транспорта». Позже прошла его перерегистрация в закрытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» и, далее, в товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций». В данном статусе Институт работает и сегодня.

Однако на всем протяжении существования НИИ ТК неизменным было четкое соответствие направлений его работ нуждам транспортной отрасли. Последовательной оставалась и кадровая политика института, направленная на сохранение высококвалифицированных кадров и привлечение молодых специалистов, обеспечение преемственности поколений. Это позволило создать высокопрофессиональную команду единомышленников, способных обеспечить решение самых сложных прикладных и теоретических задач.

Сегодня в сферу интересов НИИ ТК включены многообразные аспекты развития автомобильного, железнодорожного транспорта, организация мультимодальных перевозок, проектирование объектов транспортной инфраструктуры, создание интеллектуальной транспортной системы страны, применение современных транспортных технологий, вопросы экологии и безопасности дорожного движения, тарифная политика, транспортное моделирование и планирование, проблемы развития транспортных коридоров и многие другие вопросы.

Востребованность НИИ ТК подтверждается участием в таких проектах, как строительство железнодорожной линии Аркалык – Шубарколь (разработка проектно-сметной документации), строительства нового железнодорожного вокзала г. Астаны (подготовка технико-экономического обоснования и разработка проектно-сметной документации), разработка Комплексного плана развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в Перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭС, на территории Республики Казахстан, инициатива IRU по формированию Модельного шоссе в Центральной Азии, разработка Комплексной схемы градостроительного планирования территорий пригородной зоны г. Астаны, комплексное моделирование движения автотранспортных потоков  в г. Алматы, и многих других. Институт стал первой компанией, разработавшей пилотные проекты внедрения систем скоростного пассажирского транспорта в Казахстане, как например, метро и линия легкорельсового транспорта (LRT) в г. Алматы. Новацией для нашей республики стал проект ТЭО строительства автовокзалов (автостанций) г. Алматы, предусматривающий выстраивание единой системы пригородных, междугородних и международных пассажирских автоперевозок, создание перехватывающих парковок. В нашей работе используются передовые технологии транспортного моделирования для принятия обоснованных управленческих и технических решений.

НИИ ТК совместно с АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» разработал «Концепцию и технические предложения по созданию интеллектуальной системы наземного транспорта Республики Казахстан, отвечающей международным нормам и требованиям в рамках Межгосударственной радионавигационной программы государств-участников содружества независимых государств на период до 2012 года», которая утверждена Межгосударственным советом «Радионавигация» на 39-м заседании (15 ноября 2012 г.).

Специалистами НИИ ТК разработан целый ряд нормативно-технической документации, включающей Технический регламент «Требования к безопасности автотранспортных средств», три межгосударственных и более 40 национальных стандартов в области безопасности автотранспортных средств и автомобильных дорог, а также ряд стандартов организаций на различные виды переоборудования транспортных средств.

В ответ на вызовы времени НИИ ТК вплотную приступил к внедрению в Казахстане Интеллектуальных транспортных систем. Теоретическая и методологическая основа этой работы сформирована в рамках грантовых исследований по линии Министерства образования и науки Республики Казахстан.  С целью построения эффективной инновационной цепочки при НИИ ТК создано Специальное конструкторское бюро, в которое вошли ведущие специалисты в области IT-технологий, автоматики, программирования и др. Уже отлажено опытное производство бортовых мобильных терминалов в рамках семейства GPS-GLONASS-GALILEO (на перспективу), ведется разработка программного обеспечения, получены казахстанские и евразийские патенты. В самом ближайшем будущем планируется запуск серийного производства бортового оборудования, создание полноценного ситуационно-диспетчерского центра, способного обслуживать все регионы республики.

С начала 90-х НИИ ТК активно участвует в различных международных проектах, реализуемых в Казахстане и Центральной Азии, финансируемых   международными финансовыми институтами (Всемирным Банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и др). Всего выполнено более сорока международных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, создание логистических центров, институциональное усиление отрасли транспорта и коммуникаций. Неполный перечень международных проектов, выполненных с участием специалистов НИИ ТК, приведен на сайте.

Штат компании состоит из 120-ти высококлассных специалистов отрасли. Из них более 80 сотрудников инженерно-технических специальностей имеют опыт работ в области проектирования, строительства автомобильных, железных дорог и прочих объектов транспортной инфраструктуры, развития технологий и безопасности транспортных процессов, оптимизации городских пассажирских перевозок, управления технической и коммерческой эксплуатацией транспорта по 20-30 лет.

Сотрудниками НИИ ТК получено порядка 50 патентов на изобретения, из них один Евразийский и 13 Российской Федерации.