Меню

НИИ ТК

Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций

Не прокатит

Источник: kazpravda.kz

Обоснованы ли требования перевозчиков Алматы о почти двукратном повышении платы за проезд в общественном транспорте?

Информагентства распространили информацию о том, что ОЮЛ «Ассоциация предприятий пассажирских перевозок Алматы» обратилась к акиму города с просьбой рассмотреть вопрос полного субсидирования убытков автобусных парков по системе «Онай» до 150 тенге. В своем обращении они отмечают, что такая стоимость проез­да проверена и подтверждена тарифной комиссией города в марте 2017 года.
Напомним, оплата за проезд наличными деньгами равняется сейчас в Алматы 150 тенге, а по карте «Онай» – 80. Но перевозчики, ссылаясь на тот факт, что во многих областных центрах стоимость проезда варьируется от 90 до 100 тенге, потребовали пересмотра и последнего тарифа.

«Мы хотим, чтобы всем предприятиям ассоциации платили субсидирование в полном объеме либо по требованию законодательства меняли тарифы. Проезд должен стоить 150 тенге, иначе у нас убытки. При полном субсидировании мы предполагаем, что тариф повысится до 100–120 тенге. Мы не хотим, чтобы повышалась стои­мость проезда, но для этого необходимо финансировать перевозчиков, то есть необходимо выделение субсидий», – пишут транспортники.

В письме также говорится, что из-за отсутствия субсидирования и убытков на социально значимых маршрутах автобусные парки находятся в тяжелейшей финансовой ситуации, а это грозит срывами обслуживания маршрутов.

Перевозчики ссылаются на то, что за прошедшие 5 лет из-за девальвации тенге их затраты на обслуживание и ремонт значительно возросли. При этом стои­мость проезда не повышалась с 2012 года. По расчетам самих транспортников, дизельное топ­ливо подорожало с 2012 года на 77,8%, газ с 33 тенге – до 70. Возросла цена новых автобусов, коммунальных услуг.

Требуются неоспоримые доказательства – именно так можно охарактеризовать позицию оппонирующей стороны. Принимая и не отрицая все перечисленные выше доводы, свои «аргументы по поводу» высказал заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций, почетный автомобилист РК Байболат Баймаханбет.

Прежде всего он отметил положительные тенденции, которые наблюдаются в системе общественного транспорта мегаполиса – обновляется автобусный парк, работает система электронного билетирования «Онай». Однако он считает, что тариф в 150 тенге завышен. В Усть-Каменогорске проезд стоит 90 тенге, в Семее – 80, в Астане – 90, в Атырау – 90. «Так почему же в Алматы его предлагают повысить почти на 100 процентов?» – задается вопросом представитель отрас­левого НИИ.

– Я не против повышения платы за проезд, но оно должно быть обосновано специальной методикой расчета, чтобы высвечивалась и расходная, и доходная части. И только тогда можно будет делать выводы, – утверждает эксперт и приводит в пример Семей, где осенью прошлого года по просьбе акимата было проведено комплексное обследование общественного транспорта. Дело в том, что многие годы местные перевозчики заявляли о своих якобы непомерных убытках, постоянно требовали субсидии, грозились срывом перевозок.

По результатам прямого подсчета пассажиропотока удалось установить, что за день здесь перевозили в среднем 212 тыс. пассажиров. Из них в долевом соотношении дети до 7 лет – 4,4%, дети до 15 лет – 9,4%, студенты – 5,2%, пенсионеры – 2,58%. Инвалиды по зрению первой, второй группы, участники Великой Отечественной войны – 0,85%.

И это ведь малая толика – всего 22% от общего количества перевезенных пассажиров, хотя перевозчики постоянно утверж­дали, что, мол, они перевозят льготников за свой счет и несут огромные потери. Но упрямая статистика расставила все точки над «i», и транспортники не смогли сказать ни слова в свое оправдание. Хотя до того пытались убедить местную власть и общественность, будто терпят убытки в 1 млрд тенге ежегодно.

Байболат Баймаханбет напомнил, что в Алматы последний раз прямой подсчет пассажиропотока проводился в 2011 году, а данные актуальны в течение трех-пяти лет.

– Всегда говорил и говорю, что никто не знает, каковы реальные ежедневные, месячные, ежегодные доходы перевозчиков в Алматы. Альтернативы прямому натурному подсчету пассажирского потока изнутри салона на сегодня нет, – утверж­дает заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций. – Подсчет проводится по разработанной методике, при тотальном трехступенчатом контроле работы счетчиков, производящих подсчет, и жес­точайшем контроле заинтересованных сторон, ибо никто не будет платить за потолочные цифры. Последний уровень – это компьютерный контроль работы счетчиков, допускающий не более 10% погрешности. В случае если цифра превышена, работа счетчиков аннулируется, значит, их цифры недостоверны.

Кстати, в недавнем интервью директор Транспортного холдинга Алматы признался, что по электронной системе билетирования учитываются не все транзакции. При этом он отметил: на основе их данных идет подсчет пассажиропотока для оптимизации маршрутной сети, выплата компенсаций и субсидий.

Более того, он подчеркнул, что их контролеры контролируют только треть рынка, ими выявлено 2 000 безбилетников, кроме того, существует человеческий фактор, когда умышленно ломаются аппараты по считыванию карт. Исходя из этой информации, можно сделать вывод: позиция эксперта имеет под собой основания. Может, не случайно министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова недавно заявила, что лично займется деятельностью алматинских кондукторов?

Представитель НИИ транспорта и коммуникаций считает, что воп­рос повышения тарифа в ­Алматы необходимо рассматривать на общественном совете города.

– Подают расчеты перевозчики, создается комиссия, которая должна проверить их обоснованность. Пусть транспортники убедят и докажут, что их данные реальны. Понимаю, существует повышение цен за ГСМ, на запчас­ти, но это не значит, что тариф должен сразу повышаться до 150 тенге, – резюмировал он.

АВТОР:
Айгуль Турысбекова, Алматы
Top