Транзитный ренессанс

Источник: kazpravda.kz

Концептуальные задачи, поставленные Президентом в Стратегии «Казахстан-2050», являются яркими маяками, придающими процессам социально-экономического развития страны целенаправленный характер. В этом долгосрочном мейнстриме государству предстоит решить немало кардинально важных задач, одна из которых – усиление транзитного потенциала страны путем интеграции в глобальную транспортно-логистическую систему и создания эффективной транспортной инфраструктуры внутри страны.

ВЕСОМЫЕ ПЛЮСЫ

Сегодня Казахстан благодаря взвешенной и многовекторной политике осуществляет реализацию масштабных инфраструктурных проектов в транспортно-­логистической и транзитной сферах при тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с китайскими и российскими партнерами, странами ОЭСР и Центральной Азии. При этом усиление транзитного потенциала нашей респуб­лики выгодно всем участникам международной торговли – от Востока до Запада. Более того, такой подход является одним из важнейших условий проекта «Один пояс – один путь», связанного с возрождением Шелкового пути.

В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства обозначил магистральные векторы развития республики, отметив, что «развивать инфраструктуру необходимо в двух направлениях: интегрировать национальную экономику в глобальную среду, а также двигаться в этом плане внутри страны».

Для Китая, заинтересованного в создании альтернативных маршрутов транспортировки грузов в Европу и обратно, транзит грузов через Казахстан выступает наиболее быстрым и безопасным. Но для того, чтобы эта сфера постоянно притягивала частные инвестиции, необходимо развивать логистику и сервис, поднимать на качественно новый уровень дорожно-транспортную сеть и в целом работать над расширением услуг на рынке транзитных грузоперевозок.

Согласно данным МИР РК, за последние 10 лет общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций составил порядка 30 млрд долларов. С 2011 по 2017 год позиция Казахстана в индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателю «Качество инфраструктуры» улучшилась на 14 пунктов.

В 2016 году в международном рейтинге эффективности логистики Казахстан поднялся с 88-го на 77-е место. К 2020-му по этому индикатору республика намерена войти в группу 40 стран мира с самым высоким уровнем развития. Это значит, что страна будет обладать реальными возможностями по сервисно-логистическому обслуживанию международных транзитных грузопотоков, следующих по ее территории.

Наряду с эффективной транспортной системой наличие таких услуг в Казахстане станет важной предпосылкой для увеличения доли транзитных потоков в общей структуре грузоперевозок и в конечном счете – для существенной экономической выгоды от транзита.

В Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства поставил перед отраслью конкретную задачу: обеспечить к 2020 году доход от транзита до 5 млрд долларов. В этом случае сегмент транзита станет новой точкой роста экономики, и доля транспортной отрасли в ВВП будет также существенной.

ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Напомним, старт масштабному и динамичному процессу реализации инфраструктурных проектов в транзитно-транспортной сфере республики при тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами был задан Главой государства в 2015 году. В Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» Президент Казахстана выступил с четким планом развития страны в период замедления роста глобальной экономики.

Программа состоит из 13 ключевых направлений, 8 из которых связаны с созданием эффективной транспортно-логистической, индустриальной, туристической, энергетической, жилищной и образовательной инфраструктуры, в том числе сферы ЖКХ и проектов «Дорожной карты бизнеса-2020». При этом важно отметить, что именно в рамках программы «Нұрлы жол» в стране возводится новая дорожно-транспортная инфраструктура, которая ярко демонстрирует растущий потенциал страны в рамках формирования единого экономического рынка.

В связи с этим программа является не только антикризисным механизмом, но и одним из действенных инструментов реализации концептуальных задач Стратегии «Казахстан-2050».

Программа «Нұрлы жол» открывает широкие возможности для реализации международной стратегии Экономического пояса Шелкового пути, которая, в свою очередь, требует создания современной транспортно-логистической инфраструктуры на главных направлениях сухопутного маршрута.

Казахстан, будучи ключевым участником нового трансконтинентального маршрута, соединяющего Восток и Запад, на основе реализации масштабных инфраструктурных проектов «Нұрлы жол» не только усиливает транспортные возможности, но и становится крупным транспортно-логистическим хабом региона.

Напомним, в период с 2015 по 2020 год в рамках программы «Нұрлы жол» планируется провести и реконструировать около 7 тыс. км автодорог. К настоящему времени построено более 2 тыс. км железных дорог, реконструировано порядка 6,3 тыс. км автодорог, увеличены портовые мощности на Каспии до 23,5 млн тонн, проведена реконструкция 15 аэропортов страны.

По «лучевому» принципу реализуются проекты высококачественных автодорог в направлениях Центр – Юг, Центр – Восток и Центр – Запад. В 2018-м в рамках 23 проектов «Нұрлы жол» строительством и реконструкцией в регионах планируется охватить 4,2 тыс. км. В результате к 2020 году свыше 90% автодорог республиканского значения будут приведены в хорошее и удовлетворительное состояние.

При этом доля дорог первой и второй технических категорий в республике достигнет 50%. На сегодня оценки «хорошо» и «удовлетворительно» заслуживают 86% км дорожного полотна, а доля магистралей первой и второй категорий находится на уровне 32%.

Важность проектов состоит в том, что новые автодороги позволят увеличить транспортные потоки внутри страны и расширить экспортный потенциал казахстанских производителей товаров и услуг. Кроме того, это станет предпосылкой для активного развития в Казахстане придорожного сервиса как емкой сферы занятости населения регионов.

В 2017-м транзитом по территории Казахстана на автотранспорте перевезен рекордный за последние 5 лет объем груза – 2,1 млн тонн с ростом на 50%. Для сравнения отметим, что в 2015-м этот уровень составлял 1,2 млн, в 2016 году – 1,4 млн. Ожидается, что к 2020-му доход от автотранзита через территорию нашей страны составит порядка 300 млн долларов. В 2017-м он сложился на уровне 200 млн долларов.

Основной транзитный грузопоток (44%) сегодня приходится на китайское направление и Узбекистан (22%), а также в страны Евразийского экономического союза, чему способствует международный коридор Западная Европа – Западный Китай.

В целом до 2020 года в рамках инфраструктурной программы предусматривается реконструировать и построить 7 тыс. км автодорог с внедрением системы платности, увеличить объем транзитных контейнерных перевозок до 2 млн контейнеров, пропускной способности морских портов – до 26 млн тонн, а также обеспечить поэтапное создание Интеллектуальной транспортной системы.

На сегодня полностью открыто движение по транзитному коридору Западная Европа – Западный Китай, участкам автотрасс Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Капшагай – Балпык би, Бейнеу – Шетпе, Кокшетау – Петропавловск и другим направлениям. Кроме того, завершено строительство самого крупного мостового перехода в Центральной Азии – через Иртыш в Павлодаре, протяженность которого составляет 12 км. Кроме того, реконструирован мост через Тобол в Костанае.

ИНФРАСТРУКТУРА И ЛОГИСТИКА

В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства подчеркнул необходимость развития логистики, интегрированной в международные системы. «Мы должны выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира…», – отмечал Президент.

На сегодня Казахстан как основной участник рынка сухопутных перевозок между Европой и Азией создал базовые инфраструктурные условия для транзита в качестве высокодоходного источника экономики. При этом казахстанский сектор трансконтинентальных коридоров формируется в условиях жесткой конкуренции за привлечение грузопотоков.

Наши плюсы очевидны: на сегодня реальная доставка груза из Азии в Европу через Казахстан занимает всего 12–15 дней, в то время как по южному морскому пути – 45–60 дней, Транссибирской магистрали – 18–20 дней.

С 2015 года перманентно растет общий объем контейнерных перевозок через Казахстан с приростом до 60% в год. Если в том же 2015-м объем транзита составлял 212 тыс. двадцатифутового эквивалента (ДФЭ), в 2016-м – 245 тыс. ДФЭ, то уже в 2017 году данный показатель достиг 347,5 тыс. ДФЭ, увеличившись на 41%.

К 2020 году в результате создания конкурентоспособных тарифных ставок и скоординированных действий со странами-партнерами объем контейнерных перевозок в транзитном сообщении планируется довести до 2 млн ДФЭ, или увеличить в 10 раз.

В настоящее время АО «КТЖ-Грузовые перевозки» и АО «НК «Қазақстан темір жолы» реализуют ряд мероприятий по развитию инфраструктуры транзита. В рамках данной работы прилагаются немалые усилия для увеличения объема грузоперевозок через Каспийское море. При этом ожидается, что в 2018 году за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса «Курык» казахстанские мощности по перевалке грузов на Каспии увеличатся с 16 до 26 млн тонн в год.

Отечественная отрасль формирует также собственный сухогрузный и паромный флот с оперированием на Каспийском и Черном морях, который в ближайшие 5 лет планируется довести с 4 до 20 судов. Согласно данным КТЖ, на сегодня пропускная способность логистической и терминальной инфраструктур на приграничных с Китаем железнодорожных станциях «Алтыколь» и «Достык» увеличена до 40 млн тонн.

В целом за 10 месяцев 2017 года грузооборот вырос на 11% к уровню позапрошлого года, составив 216,7 млрд тонн⁄км с учетом порожнего пробега. По сравнению с показателями предыдущего периода, погрузка на железнодорожные платформы увеличилась на 12%. Объемы грузоперевозок возросли практически по всем видам железнодорожных сообщений – республиканским, экспортно-импортным и транзитным – за счет роста перевозок угля, железной руды, строительных грузов, химикатов и удобрений.

Объем грузоперевозок в сфере экспортных сообщений сложился в пределах 63,7 млн тонн. На внешние рынки перевозятся в основном уголь, железная руда, химикаты, удобрения, цветная руда и другие виды грузов.

Что касается транспортировки зерна на внешние рынки, то за 10 месяцев текущего года железнодорожным транспортом перевезено порядка 6,7 млн тонн. С учетом географии и современной транспортной инфраструктуры сегодня у отрасли есть все возможности довести объем транспортировки нового урожая до 1,5 млн тонн.

В настоящее время основная масса экспортной муки идет в Афганистан. Логистика в этом направлении характеризуется очень низкой скоростью доставки и слабыми возможностями по выгрузке на приемных станциях Афганистана, в Хайратоне, Акине и Тургунди. Так как процесс этот не автоматизирован, то зачастую происходит чрезмерное затоваривание грузов на станциях, что также приводит к простоям и снижению рабочего парка.

Для уменьшения оборота вагонов казахстанской компанией в консолидации с узбекской железной дорогой запущено 3 прямых маршрута шаттлов сообщением Костанай – Галаба (Иран). На этих маршрутах составы, груженные мукой, преодолевают расстояние в 3 257 км за 120 часов.

В рамках мер по внедрению новых технологий в сфере перевозки зерна в октябре 2017 года запущен пилотный проект по его транзиту в контейнерах по новому маршруту Курык – Алят – Ахалкалаки – Карс – Мерсин. В перспективе ежемесячно по данному направлению планируется перевозить до 10 тыс. тонн казахстанского зерна.

АВТОР:
Досжан Нургалиев