​ Чтоб у дороги логика была

​ Чтоб у дороги логика была

Долгосрочную программу развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) республики призвали разработать участники заседания «круглого стола», состоявшегося в Алматы в рамках выставки «Транспорт и логистика».

 

Как заявил, выступая перед участниками встречи, генеральный директор Союза транспорт­ников Казахстана Kazlogistics Ерлан Абсатов, без привлечения отраслевой науки невозможно решать стратегические задачи транспортной отрасли Казахста­на. Улучшить ситуацию можно лишь на основе инновационного прорыва, «поскольку организационные рычаги повышения эффективности при действующих механизмах государственного регулирования в значительной степени ограничены».

По его словам, в стратегии индустриально-инновационного развития республики планировалось к 2020 году увеличить объем финансирования науки до 1% от ВВП. Однако из-за мирового экономического кризиса доля внутренних затрат на научно-исследовательские работы в ВВП в 2018-м, например, составила всего 0,13%, и это в июне текущего года на расширенном заседании Правительства констатировал Президент Касым-Жомарт Токаев.

В связи с этим Глава государства дал поручение Правительству увеличить финансирование науч­ной сферы, приведя в качестве примера опыт развитых стран, где доля расходов на науку дости­гает 2,5% от ВВП. По мнению экс­пертов, показатель ниже 1,5% от ВВП не приведет к полноценной отдаче вложенных затрат.

Генеральный директор Союза транспортников также отметил, что в настоящее время не выстроен механизм взаимодействия государственных структур, общественных организаций и научно-исследовательского сообщества по формированию заказа на проведение насущных научно-исследовательских работ в ТЛК и механизмы их финансирования.

Анализируя сдерживающие факторы развития транспорт­ной логистики, председатель научно-экспертного совета НИИ транспорта и коммуникаций Эдуард Каплан подчеркнул, что «основной проблемой развития ТЛК является недостаточное внимание, уделяемое в Казахстане отраслевой науке и подготовке специалистов».

Этот вывод подтверждают и исследования экспертов Всемирного банка, которые в рейтинге показателей LPI по индикатору «качество и компетентность логистических услуг» отвели Казах­стану 90-е место (в целом, по оценке ВБ, Казахстан в 2018 году по уровню логистики занял 71-е место в мире).

В республике имеется целый ряд научно-исследовательских, проектно-изыскательских, учебных организаций, готовых оказывать уполномоченным госорганам и общественным объе­динениям содействие в анализе, изучении и подготовке предложений по решению вопросов, касающихся функционирования и развития ТЛК страны, представлять квалифицированные, научно обоснованные предложения по его совершенствованию. Однако в настоящее время транспортно-логистический комплекс даже не включен Министерством индустрии и инфраструктурного развития в число семи приоритетных направлений для грантового финансирования. И начиная с 2011 года МИИР РК не объявляло ни одного конкурса, относящегося к сфере транспорта и коммуникаций.

Между тем, как отмечалось спикерами заседания, транспорт­но-коммуникационная отрасль испытывает настоятельную потребность в компетентных специалистах-практиках.

«Необходимы срочные решения по инвестированию в профессиональное образование, мотивации наставничества, соз­данию совместных технологи­ческих бюро, УПП, методических центров и лабораторий, преодо­ление нерыночных методов и оценок работы преподавателей», – подчеркнул в своем выступ­лении директор производственно-­логистического центра TransAl Василий Королев.

Ратуя за разработку комплекс­ной программы развития ТЛК, участники встречи сошлись во мнении, что для ее создания, мониторинга исполнения и корректировки с учетом текущих изменений следует привлечь широкий круг экспертов, ученых и практиков, чью работу вполне могли бы направлять и координировать отраслевые некоммерческие организации, объединяющие представителей транспортной науки, образования и бизнеса.

Оставить комментарий