История

ТОО «Научно-исследовательский и проектный институт транспорта и коммуникаций» (НИИ ТК) – крупнейший научно-исследовательский и проектный центр в Центральной Азии, занимающийся комплексной транспортной проблематикой

История

        

Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций (НИИ ТК) – первое в Казахстане учреждение, занимающееся транспортной проблематикой.

История института начинается в 1956 году, когда он был основан решением правительства Казахской ССР на базе Алма-Атинского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ВНИИАТ). Немного позднее, постановлением Совета Министров Казахской ССР от 03.09.1956 года №548 «О реорганизации Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог в Министерство автомобильного транспорта КазССР и об организации Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Казахской ССР», институт преобразован в Республиканский научно-исследовательский институт автомобильного транспорта «КазНИИАТ», а в 1960 году, в связи с увеличившимся объемом проектно-изыскательских работ, – реорганизован в научно-исследовательский и проектный институт, после чего на протяжении более чем двух десятилетий носил известное всем автомобилистам не только Казахстана, но и Средней Азии имя – КазНИПИАТ.

За свою более чем полувековую историю институт претерпел целый ряд организационных преобразований. Происходило это в ответ на появление новых задач и приоритетов в развитии транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана.

В исторический период, названный Перестройкой, в бывшем СССР были предприняты попытки оживления научно-технического прогресса за счет объединения последовательных стадий разработки новой продукции (научные исследования, конструкторская проработка, опытная партия, производство) в рамках одной организационной структуры. Доказав свою состоятельность и соответствующую потребность для экономики Казахстана руководство Института при поддержке Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР добилось решения Совета Министров СССР о преобразовании Института в научно-производственное объединение «Казавтотранстехника». В состав обновленной организации помимо научного и проектного подразделений КазНИПИАТ вошли центральное конструкторско-технологическое бюро (ЦКТБ) с опытными механическими мастерскими и Иссыкский опытно-механический завод.

С крушением административно-командной системы управления экономикой и развалом СССР Институт прошел все этапы разгосударствления и приватизации. В 1992 году в числе первых НПО «Казавтотранстехника» приступило к акционированию своих подразделений и переходу к рыночным взаимоотношениям со своими партнерами и заказчиками.

В соответствии с меняющимся законодательством Республики Казахстан и диверсификацией своей деятельности научное подразделение НПО «Казавтотранстехника» последовательно трансформировалось из акционерного общества  «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» сначала в открытое, а затем закрытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт транспорта». Позже прошла его перерегистрация в закрытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» и, далее, в товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций». В данном статусе Институт работает и сегодня.    

 

 

Контакты