Автоперевозчики с низкой маржинальностью могут уйти с рынка

Автоперевозчики с низкой маржинальностью могут уйти с рынка

Автоперевозчики с низкой маржинальностью могут уйти с рынка

С 25 по 27 июня в Алматы на территории ВЦ «Атакент» проходит крупнейшая международная выставка в сфере автобусной техники, аксессуаров и услуг BUSWORLD Central Asia-2019

Самые актуальные проблемы казахстанских транспортных перевозок обсуждались на международной выставке BUSWORLD Central Asia 2019. Город Алматы на открытии представили, как образцово-показательный в плане развития общественного транспорта. Журналистам рассказали о транспортных реформах, о планах обновить автопарк к концу года на 100%. Показали два автобуса – электрический и «гибридный» дизель-электрический, которые вскоре в тестовом режиме выйдут на маршруты.

Переизбыток личного автотранспорта приводит к ухудшению экологической ситуации в городах, использование «чистых» автобусов является возможным компромиссом между сохранением мобильности и снижением вредного воздействия на окружающую среду, - сказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев.

В павильонах можно было посмотреть на автобусы нового поколения - экологически чистые, бесшумные и напичканные электроникой. Но автопарки говорили, что держать низкие цены на проезд и обновлять технику  - задача непосильная. На выставку приехали представители тринадцати региональных (областных) ассоциаций пассажирских перевозчиков. Все, как один, говорили о критической ситуации в отрасли. 60% техники в Казахстане устарело и нуждается в замене.

Автопарки нужно обновлять

Для  выправления ситуации приобретать не менее трех тысяч единиц автобусов. Цена этого вопроса – порядка $300 млн или примерно 144 млрд тенге в год. Как показал позитивный опыт города Алматы, бизнес готов пойти на затраты, банки второго уровня готовы кредитовать. Но необходимо полное обеспечение субсидирования перевозчиков, - сказал Серик Алигужинов, председатель правления Союза автотранспортников Казахстана.

Если город Алматы может позволить закупать автобусы, в регионах вынуждены брать б\у технику. Как пошутил один из спикеров, уже сформировался большой парк «свежих подержанных» автобусов.

Власти Казахстана устанавливают определенные требования к обновлению автопарков. Между тем в связи с девальвацией национальной валюты сильно подорожали сами автобусы, запчасти. Обновлять надо, а денег нет. Поэтому, если правительство не примет мер поддержки, часть автоперевозчиков могут уйти с рынка, - такой прогноз дала Татьяна  Арабаджи, директор Маркетингового  агентства Russian Automotive Market Research. Такие случаи уже были – только в Алматы прекратили работать компании «Достранс», «Таксомоторный парк», «Сант» и «Нуржас Транс».

Нужен жесткий госконтроль

Сфера пассажирского транспорта требует более жесткого контроля со стороны государства, добавил Байболат Досалиев, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта НИИ «Института транспорта и коммуникаций». Он лично обследовал 135 автопарков Казахстана из 145 существующих. Выводы неутешительные - идеальных автопарков просто не существует. Технику негде обслуживать. Так даже новые автобусы быстро придут в негодность, говорит Досалиев. Эта тенденция ведет к тому, что в последнее время участились дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта.

Пассажирские предприятия должны иметь контрольно-технические пункты, включающие смотровую яму, наличие в штате контрольного механика, который должен проверять тормозную систему, рулевое управление и другие позиции, влияющие на безопасность дорожного движения. Вот  в Алматы закупили 1200 автобусов. Где они будут обслуживаться? Должны быть на конечных пунктах комнаты отдыха, биотуалеты для водителей, - подытожил он.

Перевозчики предлагают разработать отдельную государственную программу развития автомобильного транспорта, которая даст толчок новому развитию отрасли. Общественный транспорт должен быть частью социальных обязательств государства. Никто же не считает рентабельность содержания, к примеру, полиции или скорой помощи, объясняет председатель научно-экспертного совета института транспорта и коммуникаций Эдуард Каплан. Должен измениться и сам подход к планированию перевозок. В стране нужно разработать комплексную систему организации дорожного движения (КСОДД).

- Необходимо, чтобы в каждом городе была разработана единая транспортная система, в привязке к пригородам, к соседним регионам. Нужно делать  расчет количества пассажиров, понимать объем транспортных перевозок сейчас и в перспективе, исходя из роста городов. Нужно обучать водителей работать на современных автобусах. Сейчас они боятся даже подойти к машинам. К сожалению, эта работа сейчас не проводится, - резюмировал Каплан.

 

Оставить комментарий