ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА «РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ», 19 сентября 2019 года, г.Алматы

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА «РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ», 19 сентября 2019 года, г.Алматы

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

КРУГЛОГО СТОЛА «РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ», 19 сентября 2019 года, г.Алматы
В ходе расширенного заседания Правительства Президент Казахстана
Касым-Жомарт Токаев отметил, что финансирование в науку в Казахстане
составляет только 0,13%, в то время как в развитых странах – 2,5%: «По мнению
экспертов, расходы на науку ниже 1,5% от ВВП не приведут к полноценной отдаче
затрат. Правительство должно иметь в виду. Сейчас без науки, как говорится,
никуда». Глава государства также заявил, что Правительству и научному
сообществу Казахстана необходимо провести анализ всех возможных барьеров и
выработать пути их устранения.
Кроме этого, как отмечено в Государственной программе индустриально-
инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, «развитие
новых инновационных секторов и создание наукоемких отраслей невозможно
решить без развития отечественной науки... Для развития компетенций и навыков
сотрудников, участвующих в организации и реализации научных проектов и
программ необходимо на регулярной основе проводить курсы переподготовки и
повышения квалификации…»
Участники Круглого стола, руководствуясь распоряжением об увеличении
финансирования научной сферы и его поручением Правительству устранить
барьеры, которые мешают повышать престиж отечественной науки, обсудили
вопросы, касающиеся Роли науки и образования в развитии транспорта и логистики,
сделали следующие выводы и подготовили соответствующие рекомендации:
1. Одним из основных сдерживающих факторов для улучшения работы
транспортно-логистического комплекса (ТЛК) является недостаточное внимание,
уделяемое в Казахстане транспортной науке и подготовке специалистов для
отрасли. Этот вывод подтверждают в своих исследованиях эксперты Всемирного
Банка, которые, в рейтинге показателей LPI, поставили Казахстан по индикатору
«качество и компетентность логистических услуг» на 90 место (в целом, по оценке
ВБ Казахстан в 2018 году занял 71 место в мире по уровню логистики).
2. В Казахстане имеется целый ряд научно-исследовательских, проектно-
изыскательских, учебных организаций, специалисты которых могут и готовы
оказывать государственным органам и общественным объединениям всё возможное
содействие в анализе, изучении и подготовке предложений по решению вопросов,
касающихся функционирования и развития ТЛК Республики Казахстан, представлять
квалифицированные, научно обоснованные предложения по его совершенствованию
на самом высоком профессиональном уровне, с учётом мировых тенденций и
практик.
3. Отмечено, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития
(МИИР РК, Министерство), правопреемник Министерства транспорта и
коммуникаций, в процессе реформирования постепенно утратило роль регулятора
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в отрасли
транспорта и коммуникаций, инициатора/заказчика разработки методического
обеспечения практической деятельности местных исполнительных органов,
транспортных компаний. В настоящее время функции МИИР РК ограничены
формированием отраслевых разделов государственных программ и разработкой
нормативных правовых актов, без проведения глубокого анализа ситуации,
соответствующих исследований, прогнозов и научных проработок.

4. Ранее Министерство транспорта и коммуникаций отвечало за проведение
в транспортном комплексе единой научно-технической и социальной политики. С
принятием в 2011 году «Закона о науке» ситуация поменялась. Финансирование
научной и (или) научно-технической деятельности в настоящее время
осуществляется в следующих формах:
1) базовое финансирование – для государственных организаций либо
высших учебных заведений, более 50% акций которых принадлежат государству;
2) грантовое финансирование;
3) программно-целевое финансирование.
Как изложено в Законе о науке «Грантовое финансирование выделяется на
проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-
исследовательских работ, научно-технического потенциала и
конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, ученых, а также
коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности».
Из этой формулировки следует, что прикладные научные разработки, как правило,
не отличающиеся особой научной новизной, но важные для отрасли, предлагающие
конкретные методики решения тех или иных проблем, ОКР (опытно-конструкторские
работы), грантового финансирования получить не могут.
Программно-целевое финансирование направлено для решения
стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной
основе, или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных
процедур. Конкурс на реализацию целевой научной, научно-технической программы
может быть объявлен отраслевым уполномоченным органом. За период с 2011 года
МИИР РК в сфере транспорта и коммуникаций ни одного такого конкурса объявлено
не было.
5. Необходимы срочные решения по инвестированию в прикладную науку и
образование, реанимации наставничества, созданию совместных технологических
бюро, мотивированных льготным налогообложением, либо иными преференциями
учебно–производственных предприятий, методических центров и лабораторий,
преодоление нерыночных методов и оценок работы преподавательских кадров. В
этой связи,
Государственным органам, общественным организациям и научно-
исследовательскому сообществу предлагается выработать механизм
взаимодействия по формированию заказа на проведение востребованных
(актуальных) научно-исследовательских работ и опытно конструкторских разработок,
а также механизмы и источники их финансирования.
6. Государственным органам, общественным объединениям и другим
потенциальным заказчикам на проведение НИОКР необходимо отдавать
предпочтение отечественным научно-исследовательским, проектным и
конструкторским организациям, а также учебно-производственным предприятиям,
как совместным с ВУЗами площадкам взаимодействия, способным аккумулировать
ресурсы студенческих НИРС, научного и отраслевого сообществ.
7. Государственным органам, общественным организациям и объединениям,
коммерческим структурам и компаниям рекомендовано более тесное и
конструктивное взаимодействие с Ассоциацией научных и проектных организаций
(АНИП), рассматривая её в качестве Центра координации и развития научно-
исследовательских разработок в области транспорта и логистики (Центра).
Основной задачей Центра на базе АНИП должна стать синергия мнений,
позиций и усилий всего научно-исследовательского, учебного,

предпринимательского сообщества страны для выработки и предоставления
государственным органам и общественным объединениям (НПП, СТК и др.)
оптимальных, научно обоснованных, согласованных предложений и решений в
сфере транспорта и транспортной логистики с учетом мировых тенденций и практик.
8. Государственным органам, общественным организациям и объединениям,
коммерческим структурам и компаниям рекомендовано на всех уровнях
инициировать предложения по разработке вопросов и реализации проектов,
направленных на улучшение работы транспортно-логистического комплекса
Казахстана. Признавая необходимость реализации научного подхода при:
совершенствовании нормативной правовой базы; решении локальных, актуальных
проблем ТЛК, связанных с устранением узких мест транспортной инфраструктуры (в
частности, железнодорожных узлов); развитии транспортной логистики
промышленных предприятий; решении проблем, связанных с внедрением новых
технологий, таких как SCM и других; разработке и реализации программ развития
транспорта (перечень тем приведен в приложении).
9. Участники Круглого стола особо отметили, что разработка нормативных
правовых документов является прерогативой научно-исследовательских
организаций, так как требует проведения глубокого анализа, исследований отрасли,
изучения мирового опыта, имплементации международных правовых норм в
национальную правовую систему.
Это относится и к разработке современных квалификационных требований к
профессий, и документов, регламентирующих взаимодействие «звеньев»
логистической цепочки в организации перевозки (грузовладелец – грузоотправитель
– экспедитор – национальный перевозчик – грузополучатель), и порядка
разграничения ответственности всех субъектов перевозочного процесса, и
документов взаимодействия владельцев подъездных путей промышленных
предприятий и станций примыкания и других.
10. Участники Круглого стола обсудили проблему нехватки железнодорожных
вагонов и пришли к выводу, что к дефициту приводит не недостаток количества
вагонов, а неэффективное их использование. Проблема комплексная и решать ее
надо системно, по пяти основным направлениям:
- развитие транспортной инфраструктуры общего и необщего пользования
(важное значение здесь имеет развитие транспортной инфраструктуры
промышленных предприятий);
- внедрение инновационных логистических технологий (SCM, 3/4 PL, TQM,
РМО, BI и многих других);
- совершенствование нормативной правой и договорной базы;
- совершенствование сезонного планирования грузовых перевозок (перенос
части объемов грузов с осенне-зимнего на весенне-летней период);
- обучение персонала, создание интегрированных проектных команд из
представителей заказчиков и подрядчиков, разработка планов реализации проектов
и регулярный их мониторинг.
11. Необходима разработка и принятие Комплексной программы развития
транспорта Республики Казахстан до 2030 года (включая программы по
авиационному, автомобильному, водному, железнодорожному видам транспорта и
транспортной логистике). Подготовка Комплексного плана совместных действий по
улучшению показателей LPI в Республике Казахстан к 2022 году, принятого и
утвержденного на уровне постановления Правительства.

12. Государственным органам, общественным организациям и
объединениям, коммерческим структурам и компаниям рекомендован НИИ ТК в
качестве научно-исследовательской организации, специализирующейся на изучении
комплексных транспортных проблем, разработке государственных программ
развития транспорта, внедрении инновационных технологий в сфере транспорта и
логистики, имеющий большой опыт работы в этой области.
Одним из главных направлений совершенствования и развития транспортной
науки участники Круглого стола назвали ее интеграцию с логистической наукой, с
теорией и передовыми методами управления цепями поставок, как наиболее
перспективными для развития транспортного комплекса в его отношениях со всеми
видами заказчиков и партнеров по отрасли.
13. Транспортно-коммуникационная отрасль испытывает настоятельную
потребность в компетентных специалистах-практиках. Вместе с тем, в стране имеет
место существование системы образования, системы НИОКР и производства услуг в
параллельных плоскостях, отсутствуют площадки для обмена опытом и практики
общения.
Отмечено, что в Казахстане практически отсутствует система дуального
обучения. Доминируют идеи практики студентов на производстве против выхода
предприятий в ВУЗы для диверсификации и НИОКР. Конфликты интересов,
отсутствие поддержки учебно-производственных предприятий, социальный отказ в
институте наставников – делают эту остро востребованную работу
малоэффективной. ВУЗы в строго рыночных условиях выступают просителями в
этом взаимодействии, носящем зачастую благотворительный характер.
С другой стороны, отмечено отсутствие системы непрерывного обучения в
компаниях, преимущество эмпирических подходов в повышении и
переквалификации штатов против венчурных, остро необходимых в логистике.
Отсутствует единая база сертифицированных специалистов и коучей, готовых
работать в университетах, отсутствует встречная мотивация руководства компаний,
не видящего выгод от такого взаимодействия.
14. На базе действующих в транспортном комплексе институтах НИИ ТК,
«Шелковый путь», Проектно-логистического центра компании «ТрансАЛ»,
организуемой в КНУ лаборатории дуального обучения, а также отраслевых
лабораторий, создаваемых энтузиастами на базе ВУЗов страны, предложено
наладить параллельное взаимодействие с научно-исследовательскими комплексами
ВУЗов, мотивировать и способствовать открытию интеграционных площадок
студенческих стартапов, бизнес-инкубаторов и специализированных стыковых
лабораторий, призванных:
• Создать действующую базу инновационной логистической продукции и
технологического коридора в странах Центральной Азии, а также методик их
имплементации, создать условия для реальной конкуренции продуктов и услуг.
• Создать методическую и научную базу дуального обучения в логистике.
Изыскать и определить источники его финансирования.
• Возродить институт наставничества, запустить правовой механизм
поддержки учебно-производственных предприятий, использовав возможности
кластеров в логистике.
• Создать ВУЗовские специализации в логистике, переформатировать
лаборатории в ВУЗах в действующие и самоуправляемые
учебно–производственные предприятия на их базах.

• Найти и подготовить для работы в ВУЗах и НИИ новые
квалифицированные кадры - «золотые воротнички»
• Создать базы прикладных исследований в рамках рабочих групп ПЛЦ в
ВУЗах страны.
• Рекомендовать многоуровневую систему обучения специалистов
транспортно-логистического комплекса.
На этапе обучения в ВУЗах предлагается производить отбор наиболее
перспективных студентов с привлечением их для прохождения производственной
практики и стажировки на производстве; проводить с выпускниками ВУЗов и
специальных учебных заведений предквалификационную подготовку, задействовав
в качестве преподавателей (тренеров) лучших специалистов–производственников,
для подготовки выпускников к самостоятельной работе на производстве, для
введения в профессию; на предприятиях ТКК практиковать проведение регулярных
курсов повышения квалификации, включив в квалификационные требования к
профессии обязательное прохождение периодических (не реже одного раза в три
года) курсов повышения квалификации, в том числе и для топ-менеджеров.
15. Анализ состояния интеграционного сотрудничества стран региона в
области транспорта позволяет сделать вывод, что хотя в настоящее время и
наметилась положительная тенденция в данной сфере, реализуются перспективные
проекты наземного транспорта (автомагистраль Западная Европа – Западный Китай,
высокоскоростная железнодорожная магистраль «Евразия» Пекин — Москва —
Берлин, которая будет интегрирована в глобальный инфраструктурный проект
«Один пояс — один путь» и др.), остаётся масса нерешённых вопросов. В связи с
этим существенное значение приобретает принятие на межгосударственном уровне
конкретных мер по углублению интеграционного взаимодействия транспортных
комплексов стран региона, формированию конкурентоспособных тарифных ставок
на перевозку грузов и пассажиров, эффективному использованию и дальнейшему
развитию транзитно-транспортного потенциала этих государств, что должно
способствовать созданию в перспективе общего рынка транспортных услуг в
регионе.
Всё это требует изучения, глубокого, всестороннего анализа, экономического
прогноза и подготовки научно обоснованных предложений по присоединению к
Международным объединениям и договорам, имплементации с международными
нормативными правовыми документами, интеграции транспортно-логистических
коридоров.
16. Участники Круглого стола высказали пожелание о целесообразности
проведения Круглых столов по вопросам совершенствования работы транспортно-
логистического комплекса Казахстана на постоянной основе. Также выражено
пожелание руководству МИИРа и МОНа провести совещания по обсуждению
проблематики, обозначенной в выводах и рекомендациях Круглого стола.
В приложении к настоящему документу приведен перечень научно-
исследователь тематик в области транспорта и логистики, рекомендованных
участниками Круглого стола.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Основным выводам и рекомендациям Круглого стола «Роль науки и

образования в развитии транспорта и логистики»,

19 сентября 2019 года, г.Алматы

Перечень научно-исследовательских тем в области транспорта и логистики,
рекомендованных участниками Круглого стола:
1. Разработка Комплексной программы развития транспорта Республики
Казахстан до 2030 года (включая программы по авиационному, автомобильному,
водному, железнодорожному видам транспорта и транспортной логистике)
2. Разработка Комплексного плана совместных действий по улучшению
показателей LPI в Республике Казахстан к 2022 году
3. Проведение исследований в области совершенствования методологии
государственного транспортного планирования
4. Разработка новой редакции Закона Республики Казахстан «О
железнодорожном транспорте»
5. Разработка Концепции Закона Республики Казахстан «Об
автомобильном транспорте»
6. Разработка новой редакции Закона Республики Казахстан «Об
автомобильном транспорте»
7. Проведение глубокого профессионального анализа нормативных
правовых документов, регламентирующих работу предприятий ТКК и логистики,
подготовка предложений по оптимизации законодательства в сфере транспорта и
логистики
8. Совершенствование системы многоуровневого обучения в области
транспорта и логистики, разработка современного курса по теме «Комплексная
транспортная логистика»
9. Исследование в области разработка и внедрения современных
логистических технологий (Supply Chain Management, 4PL и др.)
10. Исследование «узких мест» железнодорожной инфраструктуры общего
и необщего пользования, оптимизация инвестиционной политики на
железнодорожном транспорте (соотношение вложений в развитие инфраструктуры и
приобретение подвижного состава, поиск оптимального баланса)
11. Совершенствование нормативной правовой базы в области
организации железнодорожных перевозок грузов, в плане четкого распределения
ответственности между участниками перевозочного процесса
12. Проведение исследований и разработка проекта «Определение
потребности вагонного парка на ближайшие 20 лет с учетом Стратегии развития
экономики страны» и выработка предложений по оптимальному использованию
(обороту) вагонов, мерам стимулирования для обновления и модернизации
вагонного парка

13. Разработка Концепции развития общественной транспортной системы,
предусматривающей рациональную организацию дорожного движения, развитие
улично-дорожной сети и приоритеты экологически чистых видов транспорта
14. Повышение качества и безопасности движения транспортных потоков
по улично-дорожной сети крупных городов Казахстана на основе современных
информационных и телекоммуникационных технологий
15. Исследование проблем и разработка методических основ управления
транспортными потоками на железнодорожном транспорте на основе
усовершенствованных систем автоматической идентификации подвижного состава
16. Повышение качества транспортного обслуживания населения при
агломерационных формах расселения на основе использования современных
транспортных и информационно-коммуникационных технологий. Разработка
системы управления пассажирскими перевозками в условиях агломераций
17. Исследование и определение факторов эмиссии вредных выбросов
автомобилей, находящихся в эксплуатации

Оставить комментарий