Приехали?

Приехали?

 В «черный список» попали 22 из 24 транспортных компаний. По сути дела, городское руководство задумало провес­ти революционные изменения в достаточно чувствительной сфере жизнедеятельности города. Заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболат Баймаханбет, не понаслышке знающий состояние пассажирских перевозок в мегаполисе, считает, что такими действиями городские власти в очередной раз загоняют себя в тупик, выйти из которого с каждым годом становится все сложнее и сложнее.

– Вместо системного решения накопившихся проблем в акимате их продолжают плодить дальше, – говорит Байболат Баймаханбет. – Чего стоит одно только решение о закупе через СПК автобусов, которые абсолютно не приспособлены для пассажирских перевозок в большом городе. И теперь вот следующий шаг, согласно которому именно эти тесные салоны становятся по чьей-то воле или прихоти основным средством передвижения для горожан и гостей Шымкента. Тем самым только усугубляется масса других проблем, в которых увяз общественный транспорт города.

Основанием для расторжения договоров на оказание услуг по пассажирским перевозкам стало отсутствие у автобусов аппаратуры спутниковой навигации, способной в режиме реального времени передавать организатору перевозок местонахождение автотранспортных средств, а также несоблюдение графиков движения в апреле-мае текущего года.

Компании-перевозчики сочли это за формальный повод, полагая, что истинная причина лежит гораздо глубже. Более того, неизбежность тех самых «революционных» преобразований руководители транспортных компаний предрекали еще пару лет назад, когда город только начал массово закупать автобусы отечественной сборки.

Как только власти озвучили намерение приобрести их в количестве до тысячи штук, председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов публично и во всеуслышание спросил: зачем это делать, если в городе и без того автобусов достаточно? И предложил управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Шымкента поэтапно и сообща работать над совершенствованием системы перевозок, включая внедрение электронного билетирования.

По информации ассоциации «Южавтотранс», в 2017 году компаниями-перевозчиками было приобретено 256 машин, в ­2018-м – 500, в 2019 году добавилось еще 300. В итоге уже в прошлом году общий городской автобусный парк превысил 1 700 автобусов. В планах на нынешний год значилась поставка из Костаная еще 700 автобусов, часть которых уже вышла на маршруты. В ассоциации посчитали, что при оптимизации маршрутов Шымкенту достаточно тысячи машин, иначе перевозчики не смогут зарабатывать достаточно, для того чтобы рассчитываться за приобретенную в кредит технику и платить зарплату персоналу.

Действительно, резкое увеличение автопарка привело к жесточайшей конкуренции на улицах. Неудивительно, что в ассоциации «Южавтотранс» появление новых автобусов окрестили «вражеским вторжением», а рассылка уведомлений о расторжения договоров на оказание услуг по пассажирским перевозкам – его логическим финалом.

Вот только руководители транспортных компаний не желают сдаваться. За защитой они обратились в Палату предпринимателей Шымкента, где тщательно изучили создав­шееся положение дел и вынесли рассмотрение вопроса на заседание Совета по защите прав предпринимателей.

– Само основание для расторжения договоров не имеет ничего общего с действительностью, – считает заместитель директора Палаты предпринимателей Шымкента Кайрат Акенов. – У перевозчиков в каждом автобусе имеется GPS-навигатор для отслеживания регулярности движения. Оборудование обслуживает ТОО «IT SOFT ENERGY», с которым транспортные компании заключили соответствующие договоры. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента, оказывая давление на перевозчиков, заставляет их заключать договоры исключительно с КГУ «Центр диспетчерской службы» (ЦДС), что, полагаю, неправомерно.

По отзывам самих перевозчиков, навязываемая им дис­петчерская служба ЦДС не предоставляет услуг техобслуживания и ремонта оборудования, как это делает альтернативная компания. Поэтому, утверждают перевозчики, они и выбрали ТОО «IT SOFT ENERGY».

В Палате предпринимателей, досконально изучив устав КГУ «Центр диспетчерской службы», пришли к выводу, что дейст­вия ЦДС, а именно контроль над регулярностью движения автобусов, незаконны. Хотя в его уставе сказано, что коммунальное государственное учреждение создано на основании постановления акима города Шымкента от 18.02.2020 года за № 82. И основной задачей и функцией КГУ является управление перевозками, оказание диспетчерского сопровождения, контроль графиков движения автобусов, мониторинг и ряд других кон­трольно-надзорных функций.

– Однако при создании КГУ «ЦДС» в акимате не учли Указ Президента РК «Об упорядочении государственных контроль­ных и надзорных функций», – продолжает Кайрат Акенов. – В нем, в частнос­ти, ясно говорится: «…установить, что государственные кон­трольные и надзорные функ­ции осуществляются только государственными органами» и передача их… «государственным предприятиям и иным организациям, не имеющим статуса государственного органа», запрещена.

В связи с этим в Палате предпринимателей считают незаконным возложение акиматом контрольно-надзорных функций на коммунальное государственное учреждение «Центр диспетчерской службы». Тем более что все перевозчики являются субъектами предпринимательства.

Объективности ради следует напомнить, что в уведомлении значится еще одно основание, по которому предлагается расторгнуть договоры с перевозчиками – несоблюдение регулярности движения в апреле-мае 2020 года. Однако и эту причину автобусные компании считают несостоятельной, поскольку именно на этот период пришлась пандемия, внесшая серьезные коррективы в работу общественного транспорта.

Введение режима ЧП и карантина повлекло за собой снижение предпринимательской активности, а также потребительского спроса на товары, услуги и работы в отдельных отраслях экономики. Эта ситуация не обошла стороной и предпринимателей, занятых в сфере организации регулярных автобусных перевозок. Резко пошло на убыль количество пассажиров, да и ограничение времени работы городского ­общественного транспорта сказалось на качестве оказываемых им услуг. К тому же периоди­чески вводился запрет на движение по маршрутам, что также усугубило экономи­ческое положение автотранспортных компаний. Практически все ­они имеют долгосрочные договоры банковского займа, совпадающие по срокам с договорами, заключенными на обслуживание городских маршрутов.

К примеру, у ТОО «Санжар Моторс» договор с городским акиматом на организацию регулярных автобусных перевозок истекает в октябре 2028 года, у ТОО «Мир и Ко» – в марте 2027-го… Пожалуй, самый минимальный срок действия аналогичных автотранспортных обязательств – до апреля следующего года – есть только у ТОО «Ордабасы». Естественно, предприниматели не знают, что им делать, за счет чего гасить кредиты, у кого искать помощи и защиты в ситуации, когда их бизнес летит под откос…

Как отмечают эксперты палаты, проанализировавшие сферу пассажирских перевозок, и в лучшие времена небольшие автобусные компании были обделены вниманием властей, предпочитавших субсидировать из городской казны только крупных перевозчиков.

– Субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно, – комментирует ситуацию председатель Совета по защите прав предпринимателей Мэлс Сейтжанов. – Сейчас субсидирование получают ТОО «Шымкент Bus», созданное АО «СПК «Шымкент» с дополнительным долевым участием двух физических лиц – «Т-Bus» и «MAN Онтустик». Выделение субсидий только трем транспорт­ным компаниям объясняется тем, что они обслуживают социально значимые маршруты.

Между тем, по представленным расчетам, у ТОО «Санжар Моторс» ежемесячная сумма убытков составляет 7 млн 230 тыс. тенге. Еще больше она у ТОО «Автоимпульс» – 9 млн 282 тыс. Но самые ощутимые убытки – по 16 млн 046 тыс. тенге в месяц – несет ИП Абдуганиев…

Сейчас стоимость проезда в Шымкенте – 70 тенге. Для детей утвержден детский тариф – 35 тенге за одну поездку, для студентов (по устному распоряжению акимата!) установлен льготный проезд в размере 50 тенге. Кроме того, имеют право ездить бесплатно ветераны ВОВ, многодетные матери, инвалиды 1, 2, 3 групп, обладатели знаков «Алтын алқа», «Күміс алқа», «Батыр ана».

В городе насчитывается 76 маршрутов, обслуживаемых 24 транспортными компаниями. При этом более 60% маршрутов приходится на ТОО «Т-Bus» и «Шымкент Bus бус». Остальная часть субъектов малого предпринимательства обслуживает от одного до трех автобусных маршрутов.

– А теперь только на минуточку представьте, что в Шымкенте осталось всего две автобусные компании, – говорит заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболат Баймаханбет. – Следовательно, рано утром более тысячи автобусов должны будут одномоментно выехать на линию из двух парков, один из которых, по моей информации, планируется разместить на окраине города в промышленной зоне. Это какой же длины пробка возникнет? Вечером, после окончания рабочего дня, ситуация повторится. И потом, водители с утра должны пройти медосмотр, автобусы – проверку на техническое состояние. Даже если по 5–10 минут на каждого, сколько часов все это займет? Явно, об этом в городском акимате не подумали те, кто затеял столь «революционную» реформу.

В Совете по защите прав предпринимателей сочли, что направленные перевозчикам уведомления о расторжении договоров являются неприкрытым вмешательством в предпринимательскую деятельность, препятствующим свободному развитию бизнеса.

По итогам заседания члены совета рекомендовали палате обратиться в прокуратуру с требованием принять меры прокурорского реагирования по факту нарушения акиматом Шымкента Указа Президента РК «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций». Управлению городского пассажирского транспорта и автомобильных дорог предложено отозвать уведомления о расторжении договоров, направленные компаниям-перевозчикам, а также предоставить им возможность самим выбирать диспетчерскую службу, с которой они считают удобным работать.

Оставить комментарий