РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ КАЗАХСТАНА

РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ КАЗАХСТАНА

В рамках 23-ей международной выставки «Транспорт и логистика» состоялся круглый стол «РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ»

На расширенном заседании Правительства 15 июня 2019 года Президент Казахстана Токаев распорядился увеличить финансирование научной сферы, Правительству поручено устранить барьеры, которые мешают повышать престиж казахстанской науки. Глава государства отметил, что финансирование в науку в Казахстане составляет 0,13%, в то время как в развитых странах – 2,5%... По мнению экспертов, расходы на науку ниже 1,5% от ВВП не приведут к полноценной отдаче затрат… Престиж науки еще предстоит повышать, в том числе системными оргмерами», – считает Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства заявил, что Правительству и научному сообществу Казахстана необходимо провести анализ всех возможных барьеров и выработать пути их устранения. «Все вышеперечисленное следует учесть в разрабатываемой государственной программе развития образования и науки. Там же правительству предусмотреть план по доведению общих расходов на эти сферы до 5% от ВВП», – добавил президент.

На круглом столе все обсуждали улучшение работы транспортно-логистического комплекса (ТЛК) . В своем докладе председатель научно-экспертного совета Каплан Эдуард Теодорович, утверждал, что: «… основным сдерживающим фактором развития ТЛК является недостаточное внимание, уделяемое в Казахстане транспортной науке и подготовке специалистов для отрасли!». Этот вывод подтверждают в своих исследованиях и эксперты Всемирного Банка, которые, в рейтинге показателей LPI, поставили Казахстан по индикатору «качество и компетентность логистических услуг» на 90 место (в целом, по оценке ВБ Казахстан в 2018 году занял 71 место в мире по уровню логистики).

            В Казахстане имеется целый ряд научно-исследовательских, проектно-изыскательских, учебных организаций, специалисты которых могут и готовы оказывать государственным органам и общественным объединениям всё возможное содействие в анализе, изучении и подготовке предложений по решению вопросов, касающихся функционирования и развития ТЛК Республики Казахстан, представлять квалифицированные, научно обоснованные предложения по его совершенствованию на самом высоком профессиональном уровне.

Ранее Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК, Министерство) отвечало за проведение в транспортном комплексе единой научно-технической и социальной политики. С принятием в 2011 году «Закона о науке» ситуация поменялась. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в следующих формах:

1) базовое финансирование – для государственных организаций либо высших учебных заведений, более 50% акций которых принадлежат государству;

2) грантовое финансирование;

3) программно-целевое финансирование.

За период с 2011 года МИИР РК не объявило ни одного подобного конкурса (в сфере транспорта и коммуникаций).

 Спикеры на круглом столе отмечали, что транспортно-коммуникационная отрасль испытывает настоятельную потребность в компетентных специалистах-практиках. Вместе с тем, рыночная экономика породила параллельное существование систем образования и производства услуг, отсутствие площадок обмена опытом и практики общения.

«Необходимы срочные решения по инвестированию в образование, мотивации наставничества, созданию совместных технологических бюро, УПП, методических центров и лабораторий, преодоление нерыночных методов и оценок работы преподавательских кадров...» - говорил в своем докладе Василий Королев, директор производственно-логистического центра «TransAl».

         Все участники круглого стола согласились что необходимо разработать долгосрочную комплексную программу развития транспортно-логистического комплекса в Республике Казахстан.

Для разработки такой программы и мониторинга ее исполнения, корректировки с учетом текущих изменений признано целесообразным привлечь как можно более широкий научно-исследовательский потенциал страны, например, через некоммерческие организации, объединяющие представителей транспортной науки, образования и бизнеса.

Оставить комментарий