Тревожная кнопка

Тревожная кнопка

По данным ООН, Казахстан входит в группу стран, лидирующих в трагической статистике ДТП со смертельным исходом. Чтобы повысить безопасность, Закон РК «Об автомобильном транспорте», а также Технический регламент ЕАЭС обязывают автовладельцев и перевозчиков оборудовать автотранспортные средства устройствами вызова экстренных оперативных служб, которые позволят соблюсти правило так называемого «золотого часа», когда пострадавшие имеют наибольшие шансы на выживание. О том, как на практике складывается ситуация с установкой «тревожной кнопки», рассказывает начальник специального конструкторского бюро НИИ транспорта и коммуникаций Владимир Лазаренко.

– Владимир Николаевич, ситуа­ция с аварийностью на дорогах Казахстана, увы, не улучшается. Казалось бы, автомобилисты должны быть кровно заинтересованы в оснащении своих автотранспортных средств системами экстренного вызова, а на деле?

– На деле с точностью до на­оборот: многие автовладельцы и руководители автотранспорт­ных предприятий, в том числе общественного транспорта, под разными предлогами уклоняются от установки устройств вызова, а тем самым – от использования государственной системы ЭВАК.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой системе.

– Система ЭВАК предназначена для спасения участников дорожного движения, попавших в аварию, а также при внезапном возгорании машины, приступе болезни или нападении. При этом она организована так, что экстренные службы получают о ЧП все объективные данные, которые невозможно изменить или удалить.

Эта информация позволяет установить причину происшествия, состояние дороги, была ли необходимость экстренного торможения. А еще – установить истинного виновника аварии, исключив ошибки экспертов и коррупционные проявления.

Система ЭВАК обеспечивает мониторинг дорожно-транспортных происшествий на всей территории Казахстана. И хотя «тревожную кнопку» на законодательном уровне сделали обязательной для автобусов, автомобилей, перевозящих опасные грузы, владельцы автотранспортных предприятий не торопятся с ее установкой.

– Почему? Надеются на авось? Или считают кнопку SOS дорогой игрушкой? Кстати, какова ее стоимость?

– В пределах 150 тысяч тенге. Не дешево, конечно, однако жизнь дороже! Статистика неумолимо свидетельствует: более половины всех ДТП происходят вне населенных пунктов на безлюдных меж­дугородных трассах, где помощи ждать неоткуда, да и определить и сообщить свое местоположение весьма затруднительно. Вот тогда и понадобится «тревожная кнопка», чтобы оператор ЭВАК как можно скорее оповестил службы спасения.

В начале 2017 года вступил в силу Технический регламент ЕАЭС. А это значит, что установка и регистрация тревожной кнопки стали обязательной с этого времени. Автовладельцев, которые поставили свой транспорт на учет раньше этого времени, покупать тревожную кнопку заставлять не будут. Но эта процедура может потребоваться при повторной регистрации, к примеру, при покупке-продаже автомобиля. Оснащению «тревожной кнопкой» подлежит весь автотранспорт, который впервые ставится на учет в нашей стране. И здесь ситуация складывается еще более неоднозначная. Частные лица, ввозя в Казахстан из дальнего и ближнего зарубежья для перепродажи подержанные автомобили, не заинтересованы тратиться на безопасность будущих автовладельцев, а поэтому идут на разные ухищрения.

Например, чтобы не возникло проблем с таможней и при получении свидетельства безопасности на транспортное средство, устанавливают муляжи кнопки SOS либо обычное оборудование для мониторинга. А это значит, что будущему владельцу самому надо будет выложить дополнительную сумму за установку настоящего устройства ЭВАК.

– А что казахстанские производители автомашин, они оснащают свою продукцию «тревожной кнопкой»?

– Да, но в большинстве случаев это кнопки российского производства. Данное оборудование, в отличие от отечественного, требует платной регистрации в системе ЭВАК, за это надо еще заплатить около 30 тысяч тенге. Поэтому не все производители считают нужным тратиться на официальную регистрацию оборудования для вызова экстренных оперативных служб. В итоге снова страдает конечный потребитель, так как получает автомобиль с неработающей кнопкой.

В ряде случаев выгоднее сразу устанавливать аппаратуру отечественного производителя, регистрация которого бесплатна. Незарегистрированная импорт­ная аппаратура систему ЭВАК «не видит», поэтому она является нерабочей.

– Выходит, государство затратило немалые средства на создание системы, предназначенной для спасения людей и позволяющей в будущем Казахстану покончить с позорным лидерством по ДТП на душу населения, а автовладельцы, игнорируя меры безопасности, предпочитают экономить, по сути, на своей жизни?

– Да, большинство владельцев машин предпочитают неработающие кнопки. Наверное, потому что не желают платить за установку ЭВАК. Согласно данным Института космической техники и технологий, из 289 автотранс­портных средств, проверенных на выбор как прошедших за последний месяц регистрацию в аккредитованных лабораториях Казахстана и получивших сертификат безопасности, реальный проверочный вызов с кнопки ЭВАК, установленной в машине, поступил лишь с 52 автомобилей.

Далее в письменном ответе института указывалось, что «с 234 автомобилей вызовы не осуществлялись». Значит, «тревожные кнопки» в этих машинах не работают. Выходит, с попустительства тех самых аккредитованных лабораторий и растет число фиктивных SOS-кнопок.

– Но как такое могло случиться?

– Чтобы ответить на этот воп­рос, следует еще раз провести анализ законодательства в сфере безопасности перевозок пассажиров и грузов на предмет их соответствия Техрегламенту ЕАЭС, устранить противоречия в толковании и, конечно же, ужесточить ответственность руководителей уполномоченных органов.

Прежде всего в НИИ транспорта и коммуникаций считают необходимым пресечь деятельность отдельных испытательных лабораторий как дискредитирующую отечественную систему техничес­кого регулирования, поскольку они систематически нарушают требования технического регламента в отношении устройств вызова экстренных оперативных служб.

– И в заключение – о случаях, когда благодаря наличию оборудования ЭВАК удалось спасти жизнь водителей и пассажиров…

– Охотно. К примеру, в марте нынешнего года на междугородной трассе Уральск – Саратов разыгралась снежная буря. Экстренный вызов от попавших в снежный плен автомобилей поступил на пульт российского оператора системы. Информация о ЧС была срочно передана оператору казахстанской системы ЭВАК, который сообщил координаты попавших в беду людей в департамент по ЧС Западно-Казахстанской области.

Спасатели и дорожная техника, чья очистительная способность в такой буран не превышала 150 мет­ров в час, работали всю ночь, пока наконец около 9 утра не вызволили из снежных заносов более 300 человек, среди которых были 30 детей.

Месяц спустя в такую же снежную переделку попала машина на трассе Аркалык – Жезказган. Хотя, по словам водителя, в начале пути ничто не предвещало плохой погоды. Он был несказанно счастлив, что установил в своем авто не муляж, а реально работаю­щую кнопку SOS, поскольку выяснилось, что на трассе сотовые телефоны ни у кого не работали. Сработала только кнопка ЭВАК.

Топлива для обогрева уже поч­ти не оставалось, когда появились сотрудники областного ДЧС. Оператор ЭВАК срочно передал им информацию о происшествии, координаты, и они спасли людей от неминуемой гибели в лютый мороз.

 

АВТОР:

Беседовала Раушан Шулембаева

Оставить комментарий